О монастыре

     Место, где ныне расположено село Борисоглеб Муромского района, издревле было заселено людьми. Река Ушна, на которой стоит это село, будучи красивой и рыбной рекой, с ее многочисленными озерами, изобиловавшими дичью, была свидетельницей последовательно сменявшихся культур: каменной и деревянной металлической. 

     Теперешнее село Борисоглебское явилось последним этапом этой долгой истории. Поселения людей неолитического периода 3 тыс. до н.э. были открыты еще в 1916 году Ф.Я. Селезневым и находились они в 0,5 км от с. Борисоглеб. Им же была открыта стоянка Шалов бугор. Все они были включены в список археологических памятников по муромскому уезду в 1925 году. Обследования этих стоянок производились и в наши дни старшим научным сотрудником управления Владимирреставрация В.П. Глазовым. Им дано их научное описание и определены зоны охраны культурного слоя. Неолитические стоянки Борок 1 и Борок 2 расположены в 0,5 и 0,6 км к северу востоку от с. Борисоглеб в непосредственной близости друг от друга на левом берегу р. Ушны. Стоянки относятся к культуре ямочно-гребенчатой керамики, широко распространенной на территории Волго-Окского междуречья. Курганные группы Борисоглебская 1-3 11 -13 вв. расположены в сосновом лесу на склоне левобережной надпойменной береговой террасы реки Ушны в 1,3 км к северу- востоку от села Борисоглебское. Данные курганы принадлежат древнерусскому населению, которое переселилось в районы Нижнего Песчья в 11-12 вв. Это население продвигаясь по Клязьме, далее по Судогде, Ушне перешло на территорию финно-угорского племени муромы и расселилось по левому берегу реки Оки…

     Далее мы должны заметить, что история села Борисоглебское находилась в прямой зависимости от возникновения Мурома как города. В начале 11 в. Город Муром из поселения племени Мурома превратился в славянский форпост и стал одним из значительных городов на окраине Русского государства, подчинялся воле князя Владимира Святославича. Он, в свою очередь, завещал Муром в удел своему сыну Глебу. К сожалению летописи того времени не сохранили нам подробностей его правления. О его правлении мы узнаем из более поздних источников: Повести о водворении христианства в Муроме16 в и так называемой житийной литературы, рассказывающей о первых муромских князьях.  Князь Глеб, не сумевший окончательно склонить местное население к христианству, после того, как был изгнан из Мурома,  отправился на реку Ишню в 12 верстах от Мурома и как апостол Христов, первый насадил здесь христианскую веру, здесь же и подвизался в монашеских подвигах и трудах, по примеру своего любимого брата Бориса  и таким образом первый здесь положил основание Борисоглебскому монастырю. В житии благоверного князя Константина Муромского сообщается, что благоверный князь Глеб не был принят в Муроме на княжение и отъехав от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святого си отца. Таким образом в начале 11 века в 12 верстах или поприщах от города Мурома на реке Ишне или Ушне находился княжеский дворец, где жил первый князь Муромский Глеб. А из подмонастырской слободки образовалось село Борисоглебское. Высокий берег реки, непроходимые леса как на ладони, да и до города Муром рукой подать. В старых летописях  находим следующее, что в городе Муроме, внутри города есть так же монастырский двор, а при нем келья двойная, у нее двои сени под лестницей погреб, над погребом к сеням прируб, на том дворе конюшня, да приворотная изба с сеньми, да над  другим погребом амбар с закромы, на двор ворота тщаные, у ворот поварня, на том же дворе лежит монастырский струговой якорь. 

     Борисоглебский   монастырь отстраивался, а рядом селились мастеровые, плотники, и просто люди, которые  знали, что в монастыре всегда нужны руки, всегда есть работа. Так и зарождалось село. Долгое время в Вознесенском храме с приделом св мучеников страстотерпцев Бориса и Глеба хранился походный полотняный иконостас князя Глеба . Это говорит о том, где бы не находился князь Глеб, в каких бы не был походах, он находил время для молитвенного правила. Загородный дворец князя Глеба, а именно Борисоглебский мужской монастырь был именно на том месте, где ныне село Борисоглеб, на правом берегу реки Ушны. И князь Глеб правил монастырем с 980 года по 1015 год. С этого времени, очевидно, местность эта сделалась вотчиною Муромских князей. В дальнейшем писцовые книги сообщают о Борисоглебском монастыре следующее:  в монастыре церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба древяна клецки на подклетях, а в церкви божия милосердия образ местной святой Троицы обложен серебром басемным позолочен с венцы, в трех венцах по три вставки литых да три гривны витых, две гривны басмены, образ святых страстотерпцев Бориса и Глеба обложен серебром басменным,золочен, у образа гривна сканная с финифтом, а в ней вставлен жемчуг, около главы каемка низана жемчугом да  у князей два креста серебряных, две гривны с финифтом, по три камени литых да две гривны басменных..образ местной Богородицы Искупление на празелени, прикладу три гривны витых да наугородка золоченая, другая белая, образ похвалы Пресвятой Богородицы на краске, образ страстотерпца Георгия и Димитрия Солунского обложен серебром басменным золочен, венцы басмены в них по две камени, образ благоверного князя Владимира да на той же доске, образ Параскевы на краске, образ преподобного Сергия в киоте обложен серебром басемным золочен, венец сканый, в венце две камени, четыре гривны литых и гривна басмена. Над северными дверьми образ Пречистой Богородицы , образ Иоанна Предтечи обложен серебром золочен до верху в тябле 12 икон..праздники, пророки, и праотцы на красках. Двери царские, сень и столпцы на золоте, в алтаре образ Пречистой Богородицы Запрестольный на золоте, крест воздвизальный обложен серебром басемным, распятие на нем литое, крест с мощами обложен серебром, сосуды церковные оловянные. Другая церковь святых мучеников Флора и Лавра древяна клецки, в церкви образ местный Флора и Лавра на золоте, образ Николая Чудотворца в деяниях на золоте, образ Пречистой Богородицы запрестольный на краске, образ Спаса и Пречистой Богородицы на одной доске обложен серебром, вверху в тябле 11 икон. Двери царские, сень и столбцы на краске, сосуды церковные белые. В трапезе образ Спаса, Пречистой Богородицы и Иоанна Предтечи на одной доске..Да в ризнице ризы камка лазоревая, оплечье шито золотом и серебром, по камке крест с дробницей серебряный, около креста и дробницы низано жемчугом, ризы камка вишнева чешуйчата оплечье бархат золотной по зеленой земле..богослужебные книги. На монастыре службы-хлебная, келья поваренная, напогребница, погреб, ледник, сушило, 17 келий братских ветхи..( Запись хранится в Московском архиве Министерства юстиции, рукопись подмочена, чернила выцвели, читать ее крайне трудно, а в некоторых местах и совсем невозможно) 

     Во времена монголо- татарского нашествия Муром был несколько раз сожжен и разграблен татарами. Происходило это в 1239, 1281,1288 годах. Оставшиеся в живых жители Мурома, покинув город бежали в непроходимые муромские леса. На половине пути от Мурома до села Борисоглебское расположено село Чаадаево, вблизи которого в так называемом Чаадаевском городке длительное время более 50 лет скрывались оставшиеся после разгрома города татарскими ордами жители города. Татарский хан не позволял воинам грабить и сжигать монастыри, поэтому горожане и укрывались в Борисоглебском монастыре. К 1345 году монастырь был настолько отстроен, что в нем был похоронен муромский князь Василий. В полном собрании Русских Летописей т.10 с.217 об этом событии читаем следующее: В лето 6853 1345 преставися князь Василий муромский и положен бысть в его вотчине в Муроме, в церкви святых мучеников Бориса и Глеба, в монастыре на Ушне, что было при митрополите Феогносте лета мироздания 6853 1345. В каком точно году образовалась слободка при монастыре, ставшая впоследствии селом, из документов неизвестно. Известно только, что от великих князей и царей Московских Борисоглебский монастырь имел большие пожалования. В монастырской казне лежат: жалованная грамота вел.гос.царя Иоанна Васильевича 1541 год за красною печатью. Другая грамота за 1548 год. Следующая Алексия Михайловича за 1672 год на всякие монастырские вотчины за красной печатью. Грамота 1652 года велено деревни Барановка землю и всякие угодья с деревнею Фоминскою размежевать. Грамота Феодора Ивановича 1597 год не велено в Муромской ямской слободе ямским охотникам по сыску пустыми местами владеть, а Борисоглебскому монастырю охотникам велено пустые места дать. Уставная грамота царя Бориса за 1603 год. Три грамоты Ростригины, одна обычная на озерко моцское, на верхнее. Другая 1605 года на речку Мотру. Ввозная две трети деревни Глебовка. 1606 год жалованная тарханная и несудимая грамота царя Василия Ивановича 1607 год на монастырские дворы, что вокруг монастыря, да на деревню Бораково и на пустошь Митясицыну, Демину, Зименку, на окожовскую расчистить и на иныя угодья. Жалованная же тарханная и несудимая грамота царя Михаила Федоровича 1627 года на монастырские вотчины и на всякие угодья. Грамота 1640 года велено Борисоглебский монастырь всех служек и крестьян от насильства и от обид оберегать и детям боярским и ямщикам и всяких чинов людям перевозиться сильно и на мосту переезжать не велено. Данная грамота Юрья Скрыньева 1676 года на пустошь и пруды Колунаева. Грамота князя Бориса Ивановича сына мезецкого 1676 года на пустошь Гусли. Данная грамота Алексия Васильева сына да сына ево Петра Чертковых 1676 год. Данная за 1673 год на пустошь близ деревни Польцо, другая 1677 года на пустошь Дубенки. 9 марта 1570 года владельцы села помещики Борисовы из г Мурома подарили деревню Туртапино Муромскому Борисоглебскому монастырю. Вкладная грамота Василия Федорова и Авдотьи Борисовых Борисоглебскому монастырю на деревню Туртапино в Унженском стане Муромского уезда.  Се яз Василий Федоров сын Борисова да яз Авдотьи  дочь Офанасьевская жена Федорова сына Борисова да своими детьми с Микитою да с Семеном с Офонасевыми детьми Борисова  дали есмя великим страстотерпцем Борису и Глебу и великим мученикам Флору и Лавру в домущенской монастыря при архимандрите Феодосе с братьею вотчину свою куплю в Муромском уезде в Унжеском стану за Окою рекою деревню Туртапино по своих родителях и по своих душах впрок без выкупа в наследие вечных благ и купкую есмя на ту свою вотчину Борисоглебскому монастырю  и архимандриту Феодосию с братиею выдали а та наша вотчина деревня Туртапино ни у кого не заложена, не закабалена, ни в иных, ни в каких крепостях не записана. А кто будет в ту нашу вотчину Туртапино выкупите у монастыря и тому за эту вотчину Борисоглебскому монастырю дать 100 рублей денег. А на то послучае Григорий Гаврилов сын Чертков да Олексей Тимофеев сын Борисов, да Ондрей Васильев сын Окрасенской, да Богдан Кондратьев сын Ищерщиков а данную писал Ивашко Васильев сын Парфенов а лета 7078 марта-подлинник. Так Туртапка стала монастырским владением. 

     Борисоглебский монастырь расположен в 18 верстах от города Мурома к северу на берегу реки Ушны. Здесь и находилась укрепленная резиденция Муромского князя Глеба, при митрополите Феогносте. По писцовым книгам Муромского уезда 1628-1629 можно судить о больших, просто огромных богатствах монастыря-иконах, церковной утвари, рукописных и печатных книгах. Монастырь взимал  со своих поданных налогов и сборов не меньше, чем помещики. В оной деревни по расположению крестьянскому имеется 11 тягол в них считается в каждом тягле по 6 душ. С числа тягол сбиралось в монастырь оброку, тако ж и прочих расходов оной деревни Туртапки крестьяне имелись на денежном оброке и платили в монастырь с каждого тягла по 1 рублю по 9 копеек, а всего 11 рублей 99 копеек. Да сверх оного оброку со оных крестьян столовых припасов в монастырь сбирались в год. За холст, за шерсть, за масло коровье, со 11 тягол по 20 копеек с каждого, итого 2 рубля 20 копеек. Яиц со всех тягол 100. Да издерживано оной деревни Туртапки крестьяны на всякие монастырские расходы. Сбиралось с оных крестьян по подряду грибов сухих, деревянной всякой посуды ушатов, ведер, оглобель, веревок, хмель да платили еще за имевшихся в монастыре келейников. Итого издерживано оной деревни денег 24 рубля 76 копеек. Для постройки келий 36 рублей. Сбиралось за школьный хлеб, за проживание отставных солдат, сторожам, хлебникам, которые пекли хлеб при монастыре, на содержание его преосвященства Палладия, епископа Рязанского и Муромского, привозили дрова для печей. На монастырском скотном дворе скотины 22 коровы, 7 телиц, 6 подтелков, бык трехгодовалый, 58 овец и баранов, 12 лошадей. Хомуты, вожжи, попоны, япанчи без счету. Двои сани казанского дела. Да россыльные рухледи,11 саней новых, 5 саней дровни и одна коляска оболочена кожею. При монастыре сад яблоневый а в саду пивной завод архимандрита Авраамия. Да под монастырем за рекою Ушною построен пчельник и пруд с рыбой, а на пчельнике 100 ульев пчел, возле пчельника изба.  Так при царе Феодоре Ивановиче  1584 по 1598гг. к Борисоглебскому монастырю была присоединена земля, известная среди местного населения под названьем Вознесенье, или Вознесенский погост. Далее священник В. Добролюбов дает подробное описание границ этой земли. Название это еще долго будет встречаться как в истории Борисоглебского монастыря , так и в истории самого села Борисоглебское. Само слово погост в древнем его значении вновь напоминает нам о раннем заселении интересующей нас территории. В самые древние времена погост имел торговое значение. Князья во время своего полюдья делали там свои стоянки. Там происходили пиры- откуда и произошло гощенье и угощенье….погост получает установление административное. В 14 в. Мы встречаем указания на количество населения до 2 тыс человек…погосты были в Новгородской области в Двинской области, Карелии, в губерниях Пермской, Казанской, Владимирской и др. В эпоху допетровскую в погосты входили земли государевы, священно церковнослужителей, земцев. В 16 в они почти исчезают…

      В географическом отношении погост имел границы и равнялся пожалуй нашему уезду. Некто А. Кохомский, сообщая нам об истории села Борисоглебское так пишет;» Слободка эта , по преданию образовалась из жителей перешедших с местечка Вознесения лежащего в 3х верстах от села по дороге к селу Благовещенское. Местечко это расположено в лесу ныне принадлежащем муромскому купцу Вощинину. Находящиеся здесь курганы в которых недавно были произведены раскопки показывают что местность эта населена от глубокой древности. Когда же и по какой причине произошло переселение  жителей местечка Вознесенья к монастырю, неизвестно. Время образования на реке Ушне поселка предание относит к 10 веку. Оно говорит , что святый князь  Глеб, не принятый муромцами, удалился на реку Ишню…и т.д. В Государственном  архиве Владимирской области удалось обнаружить одно дело, где были ссылки на муромские книги письма и меры Я.В.Колтовского да подъячего Романа Прокофьего лета 7137, 7138 и 7139 годов. 1629, 1630, 1631 гг. В них мы находим сведения не только о монастырских постройках, но и о сельце Борисоглебское. Итак, во второй четв.17 века вот что собой представляет Борисоглеб:» сельцо…на реке на Ушне да к нему же припущены в пашни полпустоши а в сельце двор попа Якова двор дьячков пуст двор прикащиков Самолия Сидорова» Далее перечисляются дворы крестьян с их семьями. Мы насчитали таких дворов 49 из них 6 нежилых, в 5 дворах хозяева померли. Особо были отмечены один плотник и один портной. Интересно, что выписки из муромских книг за 1628-1929 годов были приведены и в книге Историко-статическое описание церквей и приходов Владимирской епархии вып.4 Владимир 1897 г. С.189 но они несколько расходятся с вышеназванными : « Близь монастыря сельцо Борисоглебское в нем двор попов, дьячков, и просвирницы 35 дворов служек монастырских» Что собой представляло село Борисоглебское в конце 17 века видно из окладных книг Рязанской епархии за это время. Село и монастырь административно входили в Дубровский стан:» Церковь святых мучеников Бориса и Глеба в монастыре. У той церкви двор попа Михаила, двор дьякона Зотика, двор дьякона Стефана, двор дьячков, в приходе 5 дворов служних, крестьянских 59 дворов, да бобыльских 12 дворов, деревня Благовещенское…» Сам же монастырь переживал в это время Золотой век.. В 1700 году за монастырем числилось 194 крестьянских двора. Архимандриты его пользовались большой властью в пределах своего округа. Из документов первой половины 18 века стало известно что монастырские крестьянские нужды в помоле зерна обслуживала наливная монастырская мельница. Об одних жерновах. Она была устроена еще в 1704 году на реке Ольферовке в деревне Глебовке, неподалеку от села. До 1755 года в селе не было своей церкви и крестьяне церковные требы исправляли в монастырском соборном храме Вознесения Господня. В 1756 году в бытность в показанном монастыре Архимандрита Иоанна Никольского всем была построена деревянная церковь в честь Иоанна Предтечи на отдаленном монастыря месте. Большой надобности в постройке новой церкви в селе не было, вполне хватало монастырских церквей, но как выяснилось из архивного документа на Руси издревле существовал обычай хоронить своих предков около церковных зданий. В середине 18 века земли для захоронения увеличившегося населения села на территории  монастыря стало недостаточно, да и опасно для здоровья рядом живущих семейств церковно служителей. В оном де Борисоглебском монастыре имеется церковь во имя святителя Николая Чудотворца. На святых воротах каменная которая в прошлом в 1737 году по указу Преосвященного Алексия Архиепископа Рязанского отдана для священно служения в ней вотчины оного монастыря села Борисоглебское приходским священником Федосию Михайлову с товарищи до указу. …..

     Случающихся мертвых велено погребать на прежнем кладбище в помянутом селе Борисоглебское. А с того 1737 года незнаемо чего ради в том селе приходской церкви не построено и поныне. А помянутые де священники как всякие требы так и венчания свадеб исправляют в той Николаевской церкви а умерших погребают в монастыре а не на прежнем кладбище. От чего за множеством нарытых могил в монастыре и ходить невозможно. При том же и оных священников домы построены подле оного монастыря у ограды, чем при монастыре быть не подлежит. Просили прихожане чтобы повелено было для выше писанных обстоятельств в помянутом селе Борисоглебское построить приходскую церковь. Итак в 1756-1757 годах была построена в селе, как уже сказали выше, деревянная приходская церковь в честь Иоанна Предтечи. Ей было отведено усадебной дворовой земли в длину сорок в ширину тридцать сажень, пахотной и сенных покосов не имеется. Отвели ей и приходских 89 дворов. Не прошло и 10 лет церковь эта оказалась ненужной. Произошла по указу Екатерины второй секуляризация монастырских земель. В 1764 году в связи с чем вреду многих оказался упраздненным Борисоглебский монастырь и учинен одно приходною церковью почему упомянутой Предтеченской церкви один священник да дьячок и пономарь и половинное число приходских дворов переведены к предъявленной Вознесенской церкви а при той Предтеченской оставлены один же священник, да один дьячок и пономарь. Далее прихожане в своем прошении Иерониму Епископу Владимирскому и Муромскому пишут что означенные ново построенная Предтеченская церковь как в украшении подобающем церковном благолепием так и всякой церковной утвари а паче книги и ризы находятся во всем недостаточно, колокола и вовсе нет. В приписанном упраздненном монастыре имеется каменного здания 4 церкви и один придел к тому же оные все церкви благолепием и всякою утварью довольно снабжены. Просим наше сие прошение принять не повелите ли так как и прежде священно служение исправлять помянутого Борисоглебского монастыря в церквах и нам приходским людям быть приходом по прежнему. В связи с этим прошением был произведен осмотр Предтеченской церкви которая от Вознесенской монастырской церкви находилась всего лишь в полуверсте. Надо полагать она находилась там где сейчас в селе Борисоглебское расположено старое кладбище рядом со школой. Как и следовало ожидать канститория решила этот вопрос положительно. То есть постановила в 1772 году приходу быть вообще при одной Вознесенской церкви как и прежде сего были. В 1774 году церковь святого Иоанна Предтечи указам епархиальной власти велено было продать за сто рублей в село Дуброво а деньги употребить на поправку ветхостей в бывших монастырских церквах. А на ее месте соорудили деревянную часовню ныне не сохранившуюся. Крестьяне села Борисоглебское из монастырской вотчины перешли в ведение Государственной Коллегии Экономии. В1769 году был составлен план села землемером первого класса капитаном Лутковским. Позднее сочинена в 1771 году межевая книга в оной даче села Борисоглебское состоит пашенной земли 300 десятин 224 квадратной сажени. Под население священно служителей при церкви во имя зачатия Иоанна Предтечи- одна десятина 1188 кв сажен, под кладбищем 1680 кв сажен под оврагами одна десятина 100 кв сажен, под дорогами 810 сажен всего 33 десятины 2302 кв сажени. За исключением оврага и дороги 32 десятины 1392 кв сажени. На рубеже 18-19 веков об этом селе в географическом словаре Российского государства составленном А. Щекатовым так было сказано:» Борисоглебское село Владимирской Губернии в Муромском уезде от города Мурома в десяти верстах по дороге к городу Гороховцу в нем приходская церковь деревянная и упраздненный Борисоглебский монастырь каменного строения. В коем три церкви. Первая Казанская Богородицы, вторая Бориса и Глеба, третья Николая Чудотворца епархии Владимирской. Под оным же селом через реку Ушну да через реку Суворщь есть мосты. Далее к этому можно добавить интересные сведения из спорного дела за 1888-1813 годы о покосах между селом Борисоглебское и деревней Благовещенское. Во владении села Борисоглебское состоит удобной и неудобной земли 1629 десятин и 1738 кв сажен. По окладу на сей 1808 год состоит в селе 261 душа мужского пола. Под населением 21 десятина 1500 кв сажен. Пашни 745 десятин 340 сажен. Сенного покосу 70 десятин 675 сажен. Лесу дровяного между коим сенной покос 733 десятины 1707 сажен. Неудобности 58 десятин 2316 сажен. Итого 1629 десятин 1738 сажен. Всех же угодий у крестьян села Борисоглебское 2982 десятины 1009 сажен. В первой четверти 19 века крестьяне села Борисоглебское обратились с прошением к императору о том, чтобы разрешили в их селе еженедельной ярмарки. Просит Муромской округи экономического села Борисоглебского староста Герасим Борисов. Показанное село наше находящееся на Большом Гороховском Тракте состоит  из 90 дворов, коего жители по неимению вблизи торгового селения, принужденными находят  для закупки  разных вещей ездить в город Муром и в уезде  его поелику  же село Борисоглебское  окружают  селений  до 20  не более в 6 верстах, то крестьяне  села нашего желают  в своем  жительстве учредить каждонедельный торг  по понедельникам и потому , что в Муроме  существует торг в субботу, а в селе Булатникове и Фоминках по четвергам, местоположение села Борисоглебского к учреждению в нем базара весьма удобное. С 6 октября 1829 года ярмарки были разрешены. К этому времени в селе проживало уже 293 мужчин и 317 женщин. Долго велась переписка о постройке новой мукомольной мельницы для села. Старая монастырская к этому времени уже была ветха, да и местоположение ее на реке Олферовке никого не устраивало, поэтому решили на сельском сходе построить мельницу ниже по течению реки Ушны от прежней их мельницы на 2 версты 49 сажень состоящее. Строителем вызвался крестьянин из села Мещер Фома Петрович Чемоданов. К 1840 году  мукомольная мельница  о 6 поставах  была наконец  выстроена и отдана на откуп муромским купцам 2 гильдии Григорию и Козьме Зворыкиным. В середине 19 века Борисоглебское среди прочих сел муромского уезда довольно большое село. В списке населенных мест Владимирской губернии  по сведениям 1859 года записано так: Казенное село Борисоглебское Муромского уезда при реке Ушне и колодцах на проселочном Большом Гороховском Тракте из города Гороховца в город Муром находится в 17 верстах от города Мурома. Число дворов 116, население мужчин 355, женщин 378. В селе три православных церкви. Для прихожан служба справлялась в Вознесенской бывшей монастырской церкви. При оной земли усадебной 1 десятина, 1188 сажень, пахотной 30 десятин, 924 сажень под кладбищем 1680 сажень, под дорогами 810 сажень. Интересное описание села дает в последней четверти 19 века священник Добролюбов В. Вот что он пишет в 1888 году» Село Борисоглебское   лежит при большой Вязниковско- Муромской дороге, в 17 верстах по старинным верстам в 12 от города Муром. В 60 верстах от города Вязники и не более как в 120 верстах от губернского города Владимира. Оно расположено на правом берегу реки Ушны, в недалеком расстоянии от впадения ея в реку Оку. Местность, на которой стоит  село довольно низменное, хотя стоит на высоком берегу реки Ушны. Так что три знаменитейших величавых храма этого села едва видны за 2, 3 версты со стороны, не более. Самый лучший вид этого села представляется взору с восточной стороны из за реки Ушны. С песчаных  возвышенностей поросших издавна сплошным густым лесом, от которого в настоящее время остались одни только пни и мелкий кустарник. Спускаясь в этих песчаных и лесных возвышенностей к селу Борисоглебскому, легко приметить три живописно представляющихся взору белых храма и вокруг них по берегу реки Ушны раскинутые 150 или 200 современных крестьянских домов, в каком то низменном, покрытым сплошной зеленью полукруге на дне которого протекает река, что это красивое место с тремя пятиглавыми церквами скорее подходит на монастырь чем на село. Далее вам укажут что в саженях ста от этих храмов вне бывшей монастырской стены и ограды вниз по течению реки устроена была некогда богатая монастырская мельница, которая одна в состоянии была обмалывать хлеб на весь прилегавший округ во главе с городом Муромом. И по сие время уцелело раздвоенное с отводом для стока воды на реке Ушне место свидетельствующее об этой знаменитейшей монастырской мельнице. Жители этого села в основном занимались земледелием. Были и те что занимались мелко-товарным производством. В 1887 году насчитывается 9 ткацких полотняных светелок, крестьянин П.М. Ермаков содержал кузнечное заведение, два овчинных заведения. И.Е. Захаров был одновременно хозяином ветряной мукомольной мельницы и шерстебойного заведения. Был в селе и постоялый двор у Д.А. Кулагина, две молочные лавки, две винные лавки, Московскому мещанину Глазунову М.Е. принадлежала водяная мельница близь села. Т.Я Скряпкина табачная-бакалейная лавка. Торговля производится табаком, чаем, сахаром, ситцем лоскутом, бакалейным товаром. В.Е.Макарова такая же бакалейная лавка. За этот год уже упоминаются четыре хозяина которые имели жилые избы с постройками на хуторе Вознесенском при селе Борисоглебском. Встречаем мы и упоминание о больших пожарах в селе за 1886,1890 годы. Несмотря на урон, который наносили эти стихийные бедствия, село продолжало расти. По сведениям 1895 года в Борисоглебском уже проживало 1017 человек обоего пола, а вот количество дворов несколько уменьшилось-98, действовала мукомольная водяная мельница, при ней жило 9 человек. Церковный приход села включая в себя кроме жителей онного села Борисоглебского еще и деревни Старый и Новый Вареж, в коих вместетс селом числится 696 душ мужска полу и 749 женского, в среде прихожан есть немалое количество раскольников частию безпоповцев и частию последователей австрийского священства. При церкви устроена церковно-приходская школа учащихся в 1896 году было 48 человек. Через 10 лет к началу 20 века вновь увеличивается число жилых дворов и само население. Число жителей стало 1134 человека ,жилых дворов 158. По-прежнему основная часть населения занимается земледелием, но  как и в каждом  селе Муромского уезда были здесь и ткачи полотна и домашних мешков, кустари, токари и столяры, портные, овчинники, плотники, кузнецы, каменщики, кровельщики, торговцы, сплавщики, сельскохозяйственные рабочие. Именно на это время первое десятилетие 20 века приходится расцвет мелкой торговли в селе Борисоглебском. От того времени до наших дней дошли сохранившиеся каменные лавки-палатки в облике современного села. По документам 1911-1913 годов мы встречаем, что такой то крестьянин торгует тем то из отдельного помещения приводятся их размеры. Чаще всего это 43/4 * 53/4 аршина. Таким мы видим село и в первые годы советской власти с 1917 по1925 годы. Большая часть населения занимается земледелием, меньшая мелкотоварным производством. К 1919году число дворов стало 280 население 1694 человека. Появились и небольшие общественные предприятия, молочное заведение, кирпичный завод, лесопилка, водяная мельница, бондарка, сапожная артель. Нужно непременно обратить внимание на планировочную структуру  села. Точно, что начало селу дала слободка, располагавшаяся  рядом с монастырем, монастырского ансамбля. Здесь в планировке основным фактором был фактор природный. Монастырь был застроен князем Глебом на правом коренном берегу реки Ушны, в недалеком расстоянии от впадения этой реки в реку Оку, вдоль оврага, и слободка вероятно сначала располагалась полукругом. В 18 веке через село проходил торговый Большой Гороховский Тракт Муром-Вязники и планировка села стала приобретать линейную систему, что было особенно характерно для сел Владимирской губернии. Уже не река а проходящая вдоль нее улица-дорога становилась осью и объединяющим началом застройки. Улица эта застраивалась с двух сторон, к реке выходили зады одного из рядов-порядков. Дорога при этом защищалась от ветров и снежных заносов. В 18-19 веках основным планообразующим стержнем являлась транзитная дорога. Это-прием наиболее характерен для русской деревни капиталистического периода. Таким образом была опланирована Центральная улица села, в прежние времена называлась Большой, параллельно ей возникла однорядовая улица Сорока, теперь улица Комитерна. Само название Сороки многие жители уже не могут оъяснить, а вот посмотрев на план села 18-19 веков можно отметить наблюдательность жителей дореволюционного села Борисоглебское. Когда то здесь находились гуменники. У В. Даля  в словаре это слово объясняется так: Гуменник, гумно-место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят, крытый ток, а вблизи бывает овин, клуня. Вот и летали на эти гуменники сороки из ближнего леса подкормиться. Далее планировку села определяли второстепенные дороги, связывающие Борисоглебское с другими селами. Так выросла улица бывшая Поповка направление к с. Молотицы, сама земля когда то принадлежала монастырю, попам как говорили в народе. Теперь эта улица носит название Народная. Около монастыря была улица ограда самая значимая из всех улиц бывшей монастырской слободки, теперь эта улица Первомайская. Как называют жители проживающие сегодня в селе Борисоглебском в первые годы советской власти возникли новые улицы, Зеленая, Октябрьская, Прудовая, но все они в планировку села не входят, либо повторяют основные направления, либо существуют как переулки. Жилая застройка села сохранилась, в основном с конца 19 века начало 20 тип домов –деревянные трех или двух камерные с хозяйственными дворами под высокой двух скатной кровлей. Выделяются среди застройки села добротные каменные амбары нескольких типов, они, как правило стоят в конце усадеб. Построены в основном на рубеже 19-20 веков. Есть в селе и новые деревянные дома20,50,60 годов. Они традиционно и не выделяются среди основной застройки. Ныне село Борисоглебское является центральной усадьбой колхоза Комитерн. Жителей в колхозе 1549 человек, в самом селе проживает 927 человек. Колхоз этот мясо-молочного типа и картофельного направления. В селе имеется дом Культуры, средняя школа, участковая больница, лесничество, хлебозавод, который славится прекрасной выпечкой белого хлеба, комплексный приемный пункт, хорошо оборудованная стоянка колхозных машин. И все это находится на территории бывшего Борисоглебского монастыря. Первое упоминание о Борисоглебском монастыре, как уже говорилось выше, относится к 980 году, второе к 1345 году- в церкви св. Бориса и Глеба  в монастыре на Ушне был захоронен муромский князь Василий. Построил этот монастырь св. князь Глеб для своего духовенства, которое он привез из Киева. Изначально монастырь был деревянным и в монастыре находилась церковь св мучеников Флора и Лавра. Впоследствии же в этом монастыре кто то из князей построил церковь во имя св. Бориса и Глеба в память святых и основания монастыря.  Видимо с самого начала своего существования монастырь пользовался особыми привилегиями со стороны князей и боярства . Так , в одной из самых ранних грамот, имеющих отношение к Борисоглебскому монастырю мы узнаем, что в 1506 году Игнатий Афонасьев сын Талызин составлял себе духовную грамоту кому ни что дати и на ком ни что взяти, велел своим приказчикам дать оденье ржи к Борису и Глебу на Ушну. Большие пожалования получил монастырь во время царствования на русском престоле Феодора Иоанновича 1584-1598 при фактическом правлении члена регентского совета Бориса Годунова. После смерти слабоумного царя Феодора Борис Годунов стал царем в 1598-1605 годы. В это время к монастырю была присоединена земля под названием Вознесенский погост. Его владения простирались более 25 верст начиная от Татарова вплоть до села Борисово. К этому времени относятся первые захоронения в монастыре знатных особ из рода Борисовых: лета 7092  1584 г июля дня преставися раб божий Алексей Тимофеевич Борисов, убиен бысть на государевой службе. Всего таких захоронений из рода Борисовых насчитывается семь и все относятся к 17  веку. Расположены они были против алтаря Вознесенской церкви. Предания и легенды связывали эти захоронения с именем Бориса Годунова. О роде Борисовых читаем в Энциклопедическом словаре изданном в 1891 году. Фамилий Борисовых много. Из них одна принадлежит древнейшему дворянству..Василий Петрович и Тимофей Васильевич упоминаются на свадьбе князя Андрея Ивановича Старицкого дядя Иоанна 4 с княжною Ефросинею  в январе 1533 года Григорий и Иван Тимофеевичи упоминаются на свадьбе Владимира Андреевича Старицкого с Евдокиею Нагой 31 мая 1550 года.  В 17 веке Борисовы значутся в стряпчих, городовых дворянах и стольниках. У крупнейшего исследователя генеалогии знатных русских родов историка С.Б. Веселовского находим, что Чаадаевы, Чертковы, Борисовы связаны одной ветвью, их родоначальником был Матвей, живший в первой половине 15 века. Все три ветви имели вотчины в Муроме и в 16,17 веках служили по Мурому. Богатые пожалования поступали в монастырь и при следующем царе после Годунова при Василии Иоанновиче Шуйском. Кроме того, из грамоты видно, что Борисоглебский монастырь при нем настолько сделался значительным и был поставлен так высоко, что в него назначались архимандриты. Известий о том, как пережил монастырь польско-литовское лихолетье не сохранилось, зато, так называемый Новый летописец сообщил нам интересный факт, имеющий к вышесказанному прямое отношение. Уведа бо оный Гришка Отрепьев, еже о нем в приказе царе, утече с Москвы и прибежа в монастырь, иже в Галиче на Железном Борку и тамо мало поживе, пойде в Муром в Борисо-Глебский монастырь, онаго монастыря строитель даде ему лошадь и оттуду оный Гришка пойде на Брянск. Может этот случай и отвел беду от монастыря. Первые подробные описания церквей в монастыре находим в муромских писцовых книгах 1628-1629 годов. В Дубровском стану монастырь Борисоглебский на реке Ушне, а в нем церковь святых благоверных великих князей русских Бориса и Глеба древяна клетцки на подклетях. Далее особо отмечаются пять богатых по исполнению икон: Троицы, Бориса и Глеба, Смоленской богоматери и образ богоматери Искупление. Все они были выполнены в технике золоченой басмы, украшены сканью. В настоящее время удалось воссоздать старинный образ Богоматери Искупление, благодаря описаниям из исторической книги монастыря. Другая теплая церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра древяна клетцки. Далее снова идет перечисление икон: В церкви образ местный Флора и Лавра на золоте, образ Николая Чудотворца в деяниях на золоте, образ Пречистой Богородицы запрестольный на краске..Двери царские,сень и столпцы на краске, сосуды церковные белые..в трапезе образ Спаса, Пречистой Богородицы и Иоанна Предтечи на одной доске.. Да в ризнице камка лазоревая оплечье шито золотом и серебром, по камке крест с дробницею серебряный..богослужебные книги… Да на колокольнице колокол благовестный да шесть малых да монастырских служб хлебня деревянная новая да келья поваренная новая же подле кельи поваренный погреб новый и с напогребницею да поварня новая с поварником красная келья архимандричья ветха подле кельи погреб да ледник над ними сушило да братских 17  келий ветхи а в них братьи черной 10 человек. За Борисоглебским монастырем старинные домовые службы в жалованных грамотах написано, что их дворы монастырские в  Дубровском стану на речке Ушне вкруг монастыря Борисоглебского а по выписи с книг письма и дозору Семена Чемоданова да подьячего Григория Семенова 128 году же 1620 сельцо Борисоглебское на реке Ушне да к нему же припущено в пашню полпустоши а в сельце 49 дворов, рыбные ловли на озере Сетчинское впало в Оку реку да к тому же монастырю погост Вознесенский на  реке Ушне а в нем церковь Вознесение Господне да 10 мест дворовых церковных старых запустели, пашни церковные лесом поросло середние земли 35 четвертей в поле.. сена на селище и под селищем по реке по Ушне 50 копен пустошь что было селище мостихинское на речке на Морозинке..деревня Баринова..на реке на Барановке у реки Ушны а в ней двор монастырский при том  же двор прикащиков, деревня Благовещенское по заводи что из Оки реки на пойме а вней двор монастырский а внем живет служка Редька Самойлов. Таким мы видим монастырь в первой половине 17 века. При царе Михаиле Феодоровиче в Борисоглебский монастырь сделал богатый вклад один из его приближенных..Плещеев род..занимал самое видное место при царском дворе. Один  из этих Плещеевых Иван Григорьевич в 1643 г пожертвовал в церковь Флора и Лавра серебряные сосуды, а на поддонке потир такого рода высечена надпись лета 7151 в дом Бориса и Глеба и св.муч. Флора и Лавра дал о вкладе по отце своем Г. О. Сергие а прозвище Го Григорие Андреевиче Плещееве сын его Иван Григорьевич Плещеев сосуды серебряные. Архимандриты же этого монастыря имея за собой таких покровителей были облечены большой властью и зачастую пользовались ей неограниченно. Архимандритами духовных дел назывались в  Рязанской епархии лица архимандритского сана, уполномоченные митрополитами, за отсуствием их, управлять одним или несколькими уездами в качестве наместников.. В делах требовавших исключительно святительского распоряжения, архимандриты духовных дел посылали представления самим митрополитам, в случаях менее важных действовали от лица их, по своему усмотрению.. К 1725 году состояние монастыря было настолько значительным, что Синод нашел важным и нужным присоединить монашествующих из Муромского Благовещенского монастыря в Борисоглебский монастырь, так как к этому времени за этим означенным монастырем крестьян пашни и прочих угодий было вдесятеро больше Благовещенского. И это, не смотря, на то, что 1719 год в монастыре случился большой пожар, о котором писал в своей челобитной казначей Борисоглебского монастыря старец Андриан с братией, что платить оброк с рыбных ловель в Сетчинском озере им очень убыточно, так как в мае 1719 года святые церкви и иконы и колокола и все монастырское строение погорело без остатку. В 1741 году за этим монастырем числилось 198 дворов, 770 душ мужского пола, пашни 100 дес. В управлении монастырском было архимандрит, казначей, в послужении конюшенный, хлебенной, хлебодарь, житенной, чашник, рядовых монахов 11. Итого монашествующих 27, служителей бельцов, конюх, 2 хлебника, повар, скотник, 2 сторожа церковных, 4 трудника, слуг 2. В 1744 году крестьян у монастыря уже насчитывалось 932 человека. По окладным книгам Рязанской епархии за 1676 год в Борисоглебском монастыре все еще называется церковь Бориса и Глеба она уже упоминается во Владимирской десятине пустовых церковных оброчных земель и в 1703 г и в 1746 г. Когда были сломаны деревянные церкви в монастыре и построены новые каменные.. Вместо двух деревянных церквей упоминаемых в 17 столетии в Борисоглебском монастыре построены две каменные церкви во имя Вознесения Господня с приделом св мучеников Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы.  Из надписи на пожертвованных в 1643 году в монастырь серебряных сосудах видно, что тогда еще существовала церковь во имя муч Флора и Лавра. Празднование Казанской иконе Божьей Матери установлено царем Алексеем Михайловичем в  1648 году, следовательно вторая церковь не могла быть построена раньше 1648 года. Что касается времени построения первой церкви, то о ней с некоторой вероятностью можно судить по надписи на сохранившемся антиминсе, из которого видно, что престол во имя св мучеников Бориса и Глеба освящен в 1681 году. Кто были строители этих храмов, Борисовы, Апраксин. К этому времени можно добавить, что после закрытия монастыря в середине 18 века в Богородицкий собор города Мурома поступило напрестольное евангелие по краям его верхней серебряной доски имелась надпись 7189-1681 в 15 день сентября в Борисоглебский монастырь в церковь Рождества Христова стольник Стефан Дмитриев Борисов. Известно так же что еванглие отпечатано в 1677 году при царе Феодоре Алексеевиче. Имя этого стольника нам пришлось встретить еще раз в дореволюционной литературе. В 1909 году при очистке келии под колокольней найдены были надгробные каменные плиты, на которых написано Лета 7188 1680 мая 7 день преставися раба божия Агафия Васильевна стольника Стефанова жена Дмитриевича Борисова, лета 7198 1690 июля 2 дня преставися раб божий стольник Стефан Дмитриевич Борисов. Церковь Рождества Христова построена в 1648 году а Вознесенская около 1681 года. В 1764 году Борисоглебский монастырь был упразднен. В 1765 году была составлена подробная опись всего недвижимого и движимого церковного имущества. В ансамбль монастыря входило три храма,  пятиглавый Вознесенский, Христорождественский пятиглавая церковь с колокольней и галереей, надвратная Никольская одноглавая церковь. Христорождественская церковь двухэтажная, престолы в ней были и в 1 и во 2 этаже В том же монастыре церковь во имя Казанской Пречистыя Богородицы каменная, при ней каменные паперти, при той же церкви колокольня каменная, при ней хлебная каменная без своду крыта тесом. В том же монастыре церковь во имя Рождеств Христова каменная же. В том же монастыре на святых вратах церковь во имя Николая Чудотворца с папертью каменная об одной главе крыта тесом,  Властелинские кельи о 6 покоях деревянные, братских 6 келий деревянных из коих 4 кельи  осеньи 3 стенные. В саду позади властелинских келий светелка под ней омшенник, пивоварня каменная, солодовая деревянная, вокруг монастыря ограда местами каменная и деревянная, из коих каменная в некоторых местах имеется ветха. В саду братская черная баня с предбанником. Лесу на монастырь приготовленного к строению хоромному двести. Заметим 700 да старого триста. Над водяными воротами светелка деревянная, да при оных воротах сторожка каменная. Подле ограды в монастыре 4 амбара, скотный двор. Против монастыря конюшенный двор имелся в сгорении, и только остались одни конюшенные стойла, над оными сушило без крыши, караульная изба. Монастырских 5 овинов, властелинская баня а при ней один покой теплый. Многое из церковной утвари тогда же было передано во Владимирский Успенский собор, особенно иконы, передали вещи и в  Муромский Богородицкий собор как сказано в документах при передаче для лучшего сбережения и безопаснейшего хранения чтобы какого им от воровских людей похищения не учинилось, потому что тот монастырь стоит не в городе, не в уезде и ни каких сторожей не имеется. Воспоминания о монастырской жизни долго оставались среди жителей этого села. Вокруг крепко вросших в землю церквей пишет священник Добролюбов В. В 1888 году была некогда каменная ограда с монастырскими вратами, на месте которых в недавнее время воздвигнута каменная часовня устроенная из того же тяжеловесного 1 кирпич весит 18 фунтов кирпича, из которого прежде сделаны были монастырские ворота и ограда. Если порыть землю вокруг всех трех церквей, начиная с самого берега реки Ушны, на том самом месте, где прежде была каменная монастырская стена, то легко найдете и сейчас сплошной белый камень, положенный пополам с простым красным кирпичом и известью. В саженях во 100 от этих храмов, вне бывшей монастырской ограды, вниз по течению реки устроена  была богатая монастырская мельница. В 1921 году с. Борисоглебское с целью осмотра и регистрации памятников архитектуры посетил академик живописи уроженец г Мурома И С Куликов. Его записи остались в Муромском филиале Владимиро-Суздальского музея заповедника. Очень живописна местность- писал он тогда, где расположено село. Мимо протекает река Ушна а за рекой большие леса которые тянутся на сотни верст вплоть до Нижнего Новгорода. Теперь эти храмы представляют с распланировавшимся вокруг них селом очень красивую группу на фоне темного бора, когда приближаешься к ним от села Чаадаева. Они должны быть изучены внимательно. Мною сделаны два рисунка карандашом всей группы храмов с южной и восточной стороны и написан этюд масляными красками с противоположного берега реки. Внутри храмов почти ни чего не сохранилось древнего и интересного. Еще в 1931 году все храмы были обнесены кирпичной оградой. В ограде посажены деревья. Сзади Вознесенского храма еще лежали несколько крупных могильных камней 16-17 веков с надписью вязью на них. И последнее что удалось нам обнаружить в рукописи хранящейся в Муромском музее это переписку Горьковского областного отдела народного образования с Наркомпросом РСФСР. Последняя дата датирована 27 апреля 1940 года. Облоно пишет директору Муромского музея Богатову» Церковные здания находящиеся на местной охране. Сообщаем, что с нашей стороны, ни каких указаний по вопросу разборки церквей не производилось. Видимо последнее слово было все таки за местными властями. Вознесенскую церковь было принято называть соборной, а наименование ее в честь Вознесения Господня соотносят с присоединением в 16 веке Вознесенского погоста с одноименною церковью к монастырской территории. Располагалась она в северной части монастыря. В 1765 году в описи хранящейся в г. Ленинграде написано так; настоящая церковь во имя Вознесения Господня по правую сторону с приделом святых благоверных князей Бориса и Глеба каменная крыта тесом о пяти главах, на них кресты железные, местами позлачены, вокруг церковное строение во многих местах разседлось. В нашем же областном архиве сохранилось тоже подробное описание церкви в 1772 году. Оно даже более полное, подробное и служит дополнением к выше сказанному. Первая церковь соборная каменная во имя Вознесения Господня, да при той же церкви по правую руку придел князей Бориса и Глеба. Оная церковь в пяти главах, главы деревянные, обиты чешуей. На тех главах кресты железные, местами позлачены, крыта тесом и вокруг той церкви каменное строение во многих местах разседлось. Во оной церкви три двери, растворы деревянные, пять окошек с решетками, железными, в них пять оконниц стеклянные да в ней же одна связь железная. Внутри церкви святой алтарь. В нем два окна с решетками железными и оконницы стеклянные. В придельной церкви благоверных князей Бориса и Глеба алтарь в нем одно окно с решеткой железной в нем оконница стеклянная. В том же алтаре фонарь жестяной выносной большой. В той же придельной церкви Бориса и Глеба евангелие малое выходу 1663 года обложено бархатом травчетым красным. Некто А. Кохомский в начале 20 века располагал так же документами 18 века, писал, что после продажи деревянной церкви Иоанна Предтечи, которая стояла в селе Борисоглебском, деньги в вырученные от нее должны были пойти на поправление ветхостей в бывших монастырских церквах, так как притч села Борисоглебское доносил в это время, что в Вознесенской церкви кровля и главы обветшали и происходит течь. В этом же году 1772 притчу выдана была книга на сбор денег для поправки в церквах, так как был неурожай и крестьяне не имели средств поправить церкви. Далее сведения за 1801, 1811 годы только упоминают о каменных церквах, оставшихся после закрытия монастыря и почему то Вознесенская церковь именуется как церковь Бориса и Глеба. Может быть потому, что в это время шел ремонт в самом храме, а служба была только в приделе. В 1827 году в Вознесенском храме был устроен иконостас за ветхостью прежнего. В 1846 узнаем что холодный Вознесенский храм был покрыт железом, церковь сама крепка, главы деревянные ветхие. Такой же и осталась она через тридцать с небольшим лет, судя по ведомостям составленным в 1879 ГАВО ф.556 оп1 д.311б л.27 В 1897 Вознесенский храм так описывают: каменный, пятиглавый, кресты на главах железные, прорезные, алтарь в храме троечастный, разделенный арками, за одной из арок устроен предел в честь св.муч. Бориса и Глеба, жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Против алтаря Вознесенского храма сохранились надгробные памятники, захоронения Борисовых. Те же сведения перепечатываются в статье А. Кохомского в газете Владимирские губернские ведомости за 1910 год №40 только добавлены сведения о предельном храме. В приделе св. князей Бориса и Глеба иконостас полотняный, который по преданию был в княжеской походной церкви. От давности иконостас попортился, особенно царские врата. В полотняном иконостасе заслуживает внимание редкостное изображение св .князя Александра Невского изображенного в древних княжеских одеждах. В этом храме хранятся напрестольное евангелие печати 1663 и священные сосуды. В 1929 году Вознесенская церковь была закрыта как действующая и вскоре переоборудована в верхнем этаже под школу, потом под детские ясли, в нижнем тоже разместился клуб.  Видимо еще до ее переоборудования был произведен осмотр сотрудником Муромского краеведческого музея А.В. Морозовым. В фондах этого музея теперь филиала Владимиро-Суздальского музея заповедника осталась его рукопись от 1931 года. Написана она несколько стилистически неграмотно, сбивчиво, но очень добросовестно и теперь, когда церковь уже сломана, записки эти имеют для нас большую ценность. Привожу описание этой церкви и по Морозову и по Беспалову: Церковь Вознесенская каменная, пятиглавая, кубической формы. Стены лопатками-пилястрами были разделены на три равные части. Над капителями состоящими из трех полочек и пояса, перекинуты полуциркульные арки, которые возможно сначала были задуманы как закомары. Затем церковь была перекрыта четырех скатной кровлей. Наружный пояс арки в вершине расщеплен вспарушен, щипцы подпирают карниз кровли. Цилиндрические барабаны находятся на подставках в виде четырех вспарушенных кокошников, опирающихся на небольшие стенки, верхняя часть цилиндров боковых барабанов декорирована тянутыми карнизами, а в карнизе центрального барабана имеется пояс кронштейнов сухариков. Главы средняя выше луковицеобразной формы завершалась изящными позолоченными крестами. Стены декорированы двумя ярусами проемов и ниш обрамленных богатыми наличниками в виде полуколонок, перекрытых кокошничками. При этом окна расположены не симметрично по отношению к пилястрам часть пилястр не подходит до цоколя и либо обрывается в середине этажа либо опирается на небольшую базу в свою очередь опирающуюся на выступ в стене между первым и вторым ярусами. Это дает повод думать о том, что Вознесенская церковь строилась по меньшей мере в два этажа разными исполнителями.  В свою очередь детали обрамления окон второго яруса очень близки к деталям окон западного фасада Благовещенского собора в Муроме. Близки и сами проемы по форме вытянутые по высоте и перекрытые трехцентровыми арками. Обращает на себя внимание сохранившийся с южной стороны вход с перспективным порталом. Вход в храм через крыльцо с двухскатной крышей. Две цилиндрические колонны выступают на 4 шага вперед, на них лежит плоская крыша украшенная спереди деревянным подзором. В храм ведут четыре цементированные ступени. Дверь деревянная с полукруглым верхом. С востока три полукруглые абсиды, в каждом по одному окну.. Просветы двух из них позднее расширены. Слева окно сохранилось в первоначальном виде.. Под крышей алтаря деревянный подзор на высоте от пола в стенах печурки размером 1на1 аршин с глубиной ¾ аршина 7 штук. Иконостас резной позолоченный на красном фоне устроен в 1827 году. Иконы в 4 яруса, два два клироса, пол деревянный, стены расписаны клеевой краской в середине или конце 19 века. Живопись хорошо сохранилась. Светлый палевый тон. В левой части алтаря устроен придел, на северной стене в аршин от пола 4 печурки. Царские двери образуются аркой высотой в 3 аршина шириной в 2 аршина. В столбах арки печурки. Вознесенская церковь ныне находится в руинном состоянии. В 1950 годы по чьему то неумному распоряжению решили взять из нее кирпич чтобы использовать его при строительстве нового Дома Культуры, кладка церкви оказалась прочной и кирпич от кирпича было очень трудно отделить, в результате погиб интересный памятник 17 века на Муромской земле. В непосредственной близости от Вознесенской церкви сохраняется Христорождественская подобие первой каменная, пятиглавая церковь. Когда то она была центром живописного архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря. Считается что построена она была после 1648 года. По описи 1765 года нельзя себе представить что Христорождественская церковь представляла собой одно целое почему то ее разбивают на две самостоятельные церкви. В том же монастыре церковь во имя Казанской Пречистой Богородицы каменная, при ней каменные паперти, кои церковь и паперть крыты тесом. Далее следует описание внутреннего убранства церкви. При той же церкви колокольня каменная. На ней крест железный  местами позлащен, колоколов 5, из коих три разбиты, часы боевые. Да при той же колокольне хлебня каменная без свода крыта тесом. Более цельное представление дает об этом вооружении опись 1772 года. Вторая церковь Казанской Пресвятой Богородицы в ней 4 окошка с решетками железными, в них 4 оконницы стеклянные. При той же церкви каменные паперти с пролетами а церковь и паперть крыты тесом, у той же церкви выходные двери створчатые деревянные. В той же церкви святой алтарь во оном 4 окошка с решетками железными, в 4 оконницы стеклянные в том алтаре одна связь. В той же церкви царские врата по золоту и серебру писаны краски. Далее о колокольне и хлебне написано так же и выше. Церковь Рождества Христова святой алтарь в ней три окна с решетками железными в них оконницы стеклянные в ней две связи железные. В той же церкви святые царские врата писаны краски. В той же церкви место архимандричье плотнической работы. В 1888 году священник В. Добролюбов так описывает эту церковь: Взойдя в средний теплый храм, устроенный во имя Рождества Христова прежде всего встретите в самом храме памятник с такого рода высеченной надписью: Здесь похоронено тело бывшего боярина Ивана Апраксина, который в монашестве принял имя Иоасафа .Взгляните на эту внутреннюю часть Христорождественского храма  в которую некогда было положено тело Иоасафа вы и сейчас убедитесь что здесь не храм, а монастырская трапезная, рядом с нею в этом же самом храме как с достоверностью полагать надо помещалась хлебопекарня. В среднем этаже этого храма до сих пор уцелели небольшие разделенные жилые комнаты которые предназначались для монашествующих. В этой трапезной похоронены старцы монастыря, архимандриты. Евдокия дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии положена в склепе у  колонны напротив Ивана Апраксина. В одном из храмов Борисоглебских устроен был в верхнем этаже придел в честь Казанской иконы Божией Матери. А Казанской иконе близь села Борисоглебского празднует только село Борисово и приход его для жителей которого вероятно и устроена была Казанская церковь и придел в монастыре Борисоглебском. Дополним эти сведения взятыми из Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии. 1897 год церковь двухэтажная, пятиглавая, в нижнем этаже престол в честь Рождества Христова, в верхнем этаже был и престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но этот престол за ветхостью давно упразднен. С Рождественскою церковью соединена каменная с шатровым верхом колокольня, в ней сохранились две кельи для монашествующих и хлебня. Интересны сведения и за 1910 год. Церковь во имя Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери каменная, двух этажная о пяти главах.  В нижнем этаже престол в честь Рождества Христова. Церковь эта разделяется аркою на две половины. В первой половине находится алтарь а во второй половине была монастырская трапезная, здесь у входа погребен граф боярин И.О. Апраксин в монашестве Иоасаф, на чьи средства построена церковь и Евдокия дочь муромских князей. В верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но давно упразднен. О нем можем судить по описи 1772 года. В этой церкви, говорится в описи святой алтарь во оном престол, да жертвенник. На престоле одеяние немецкой бахты красное, царские врата были писаны красками по золоту и серебру. Так же как Вознесенская Христорождественская церковь была обследована в 1931 году А.В. Морозовым. К 1960 году состояние этого памятника было неудовлетворительным, поэтому его решено было реставрировать. Обмер произвели сотрудники Владимирской научно-реставрационной мастерской. Мишин, Лорин, Филиппова. Проект был составлен Л.С. Филипповой-Лисовой. Основной задачей проекта было укрепление памятника и сохранение его от возможных и дальнейших деформаций. Ныне крупный двух этажный объем церкви четко вырисовывается в окружающей и сельской застройке. Она бесстолпная, пятиглавая, трапезного типа с шатровой колокольней в три яруса поставленной к ней с северо-западной стороны. Восьмигранный шатер колокольни с двумя слухами завершен небольшой главкой на тонкой изящной шейке. План церкви ассиметричный. Отступает от обычного осевого построения храма, так как колокольня смещена к северу. Объемная структура нижней церкви традиционна. Это апсида основной объем, трапезная. Верхняя церковь не имеет трапезной. Вместо нее устроена галерея. Уступчатое расположение объемов является характерной особенностью композиции данного памятника. Даже алтари первого и второго этажей решены уступчато нижний выдается вперед. Перекрытия коробовые своды с распалубками много печур. Стены нижней церкви как отмечает А.В. Морозов в 1993 году были расписаны 3-4 года тому назад клеевой краской местным живописцем богомазом Жизняковым Григорием. Галерея прямоугольная вытянута в направлении север-юг свода не имеет. Она соединена с основным объемом дверью и окнами входом соединена и с колокольней. Южная и западная ее стены  прорезаны арочными проемами. Покрыта галерея односкатной кровлей с вальмами. Декор фасадов прост и лаконичен более нарядный на фасадах колокольни. Кровли железные. Христорождественская церковь является памятником древнерусского культового зодчества середины 17 века с характерной для этого времени объемно-пространственной структурой но тяготеющей по внешнему облику к декоративному убранству к архитектуре 16 века. В южной части монастыря была расположена надвратная Никольская  церковь которая в 1699 году завершила архитектурную композицию монастыря. В отличие от первых двух церквей год ее создания  называется с точностью так как долгое время сохранялась храмозданная закладная доска: при державе Великого Государя, Царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, по благословению преосвященного Авраамия митрополита Рязанского и Муромского, построил сию церковь во имя святителя Николая Чудотворца по обещанию своему Матфей Дорофеев сын Волыгин в вечное поминовение родителей своих совершена и освящена в 7207(1699) году. В том монастыре на святых вратах церковь во имя Николая Чудотворца с папертью каменная об одной главе крыта тесом. Царские двери и сени резные у оных дверей завеса крашенная красная. Местные образа. По правую сторону первый Всемилостевого Спаса, второй Николая Чудотворца, третий Благовещения Богородицы, четвертый Усекновения Главы Иоанна Предтечи. По левую сторону первый Тихвинской Богоматери, второй Живоначальной Троицы, третий евангелиста Матфея а по сторонам мучеников Флора и Лавра, пятый благоверного князя Константина с прочими святыми. У оных местных образов киоты и столпы резные вызолочены. Далее идет описание остальных икон и внутреннего убранства церкви. В 1737 году за неимением приходской церкви в селе Борисоглебском монастырская Никольская была отдана приходским священником Феодосию Михайлову с товарищами до указу. В описи 1772 года мы о Никольском храме читаем следующее: Третья церковь на святых вратах святого Николая Чудотворца об одной главе каменная. В ней 7 окошек с решетками железными в них оконницы стеклянные двои двери затворы железные крест на главе железной вызолочен. При той церкви паперти каменные с пролетами, оная церковь и паперть крыты тесом. Во оной церкви святой алтарь да жертвенник в том алтаре 4 окна с решетками железными оконницы стеклянные. Перед образами три лампады медные преддисусы, паникадило медное большое о двух ярусах на нем 20 шандалов. Антиминс в Николаевской церкви 1690 года. В ряду остальных монастырских церквей Николаевская упоминается в 1801, 1811 годах у А .Щекатова и архимандрита Амвросия.К 1846 году в облике этой церкви ничего не меняется. 1879 году кровлю кроют железом. Интересные сведения конца 19 века начала 20 века дополняют ее облик говорят об изменениях происшедших с ней. Церковь Николаевская одноглавая над алтарем устроена кладовая а с левой и с правой стороны галерея. Эта церковь в 1889-1893 годах реставрирована и по стенам расписана живописными изображениями. На верху сохранилось разное изображение распятого Христа. В ней сохранилось двухярусное литое медное паникадило вверху его двухглавый орел с короною на втором ярусе литые изображения ангелов внизу было подвешено яйцо Строфокамилово. В 1931 году сотрудник Муромского музея А.В. Морозов отмечает что Никольская церковь представляет собой куб с четырехскатной железной крышей на нем восьмигранник с окнами пять ложных крыша еще восьмигранник опять крыша и еще восьмигранник и уже глава луковицей. Вокруг храма с запада и с севера идет крытая с запада сплошной стеной с севера на четырех массивных столбах. В западном проезде устроена колхозом кузница окна обработаны выступами кирпичиками полукругом вверху. При входе  в храм  узкий коридор размером в 4 аршина с одним маленьким окном. Деревянная лестница ведет наверх в крытую галерею с полукруглым потолком. Вход в самый храм с севера украшен колонками с ободками. Пол выстлан чугунными квадратными плитами. Никольская церковь из всех трех церквей монастырского ансамбля была самой нарядной по облику своему и оформлению фасадов. Еще дореволюционные исследователи русской архитектуры отметили эту нарядность оформления монастырских ворот. Так А.А. Потапов писал в 1904 году: Все ворота на Великокняжеских, царских, боярских и других дворах носят характер служить для украшения. К сожалению как и Вознесенскую, Никольскую церковь не удалось сохранить, была разобрана на кирпичи до фундамента в пятидесятые годы. Борисоглебский монастырь был основан несомненно до ига монгольского. У Давида Георгиевича князя Муромского в иночестве Петра, святого Муромского чудотворца от брака с Евфросиниею, святая Муромская в иночестве Феврония, была дочь, Муромская княжна Евдокия Давидовна, которая была выдана замуж за благоверного князя Гавриила Святослава третьего Всеволодовича, князя Юрьевского. Эта благочестивая княгиня  в 1228 году была отпущена своим супругом в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была и пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. Она не смогла смириться со смертью своих родителей, оставив мужа, сына отрока ушла в вотчину своего отца. Святослав дал своей супруге честь по чести хорошие откупные, одарил монастырь землями, но с одним условием, что она никогда не выйдет замуж снова. Супруг Святослав и сын Дмитрий почитаются как местные Владимирские святые. Надо заметить, что некоторые царские родственники и приверженные были расположены к этому древнейшему монастырю, и по смерти были здесь погребены. После Петра Великого, при императрице Екатерине первой Борисоглебский монастырь был еще настолько в славе, что архимандриты этого монастыря по распоряжению высшего начальства, посылаемы были в соседние села для освящения храмов.  Сохранились надгробные памятники с следующими на них надписями. Лета 7092  1584 года раб божий Алексей Тимофеевич Борисов, убиен на государевой службе. Лета 7117 1609 года раб божий Феодор Алексеевич Борисов. Лета 7146 1638 года раба божия  Агафия во иноцех Александра. Лета 7152 1644 года раб божий Симеон Феодорович Борисов во иноцех Сергий. Лета 7163 1655 раба божия девица Пелагея Димитриевна дочь Димитрия Феодоровича Борисова. Лета 7167 1659 раб божий Димитрий Феодорович Борисов. Лета 7108….. раб божий Фома Осипович. Свидетельство того, что все знатные люди , князья и княгини хоронились в древнейшем монастыре. А так же строители монастырских церквей. В 2013 году 22 ноября по благословению владыки Нила, епископа Муромского и Вязниковского подворье принадлежавшее Благовещенскому мужскому монастырю становится отдельным Христо-Рождественским Архиерейским подворьем. Настоятельницей является монахиня Николая(Бушуева Елена Васильевна).  Служащий священник Игорь Суржик. 

     За пять лет существования обители восстановлен храм Рождества Христова в котором регулярно проходят службы. Построена трапезная, гостиница для паломников, домики для проживания сестер. Посажен монастырский сад, разработан огород с теплицами. Построена баня, купальня на берегу реки Ушны. Еще не достроен большой келейный корпус и не отреставрирован Казанский храм. Просим отзывчивых, верующих людей, кому не безразлична судьба древней обители, помочь в восстановлении возрождающегося монастыря.