История

В окрестностях города Мурома на живописных берегах реки Ушна расположилось старинное русское село Борисоглеб. Основание Борисоглебского монастыря связывают с именем князя Глеба. Известно, что он владел Муромом с 988 по 1015 год. 

1228 год


В Борисоглебском монастыре приняла постриг дочь муромского князя Давида и его супруги Евфросинии, причисленных к лику святых и известных под именем благоверных князей и чудотворцев Петра и Февронии, Евдокия. 

1346 год


В церкви святых мучеников Бориса и Глеба положен их правнук князь Василий Ярославович. Таким образом Борисоглебский монастырь принадлежал к числу древнейших монастырей на Владимирщине. 

1620 год


Во время правления Михаила Федоровича Романова монастырь выглядел так. На берегу реки Ушна стояли два скромных деревянных храма . Первая церковь была возведена в честь русских святых Бориса и Глеба, а вторая во имя мучеников Флора и Лавра. Из хозяйственных построек значились хлебня, келья поваренная, напогребница, погреб, ледник и сушило. У храмов приютились 17 келий братских. 

1670 год


Монастырь решил построить новый каменный соборный храм в честь праздника Вознесения Господня. А придел в этом храме соорудили в честь русских святых Бориса и Глеба, то есть на месте деревянной церкви русских святых Бориса и Глеба был возведен Вознесенский собор. 

1680 год


Рядом с Вознесенским храмом на месте церкви мучеников Флора и Лавра был построен новый каменный храм в честь Рождества Христова, а верхний этаж освятили в честь иконы Казанской Божией Матери. Внутри Рождественского храма был погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин принявший монашество с именем Иоасаф. На средства этого боярина был возведен этот храм. С западной стороны сложили шатровую колокольню, она примыкает к трапезной, при ней находились монашеские кельи и хлебная. С той же стороны примыкала к храму деревянная галерея с шестью властелинскими покоями выходившими на верхний этаж.

1693 год


Служилый человек Петра Аврамовича Большого- Лопухина Матвей Ерофеев Волыгин пожелал возвести новый каменный храм. Возводимый храм посвятили Николаю Чудотворцу и он задумывался служить как надвратная церковь. Никольский храм превращался в одну из вертикальных доминант монастыря. Никольская церковь была одноглавой, типа восьмерик на четверике. Находившийся в нижней части храма четверик имел форму куба. Восьмерик , то есть объем имевший в плане восьмиугольник возвышался над четвериком на четыре сажени-8,52 метра. В плане Никольская церковь имела квадрат со стороной пять трехаршинных сажаней-10,60 метра. С северной и с западной сторон к церкви примыкала галерея в договоре подрядчиков она именуется папертью. В высоту она достигала полторы сажени-3,20 метра, в ширину-2,13. алтарь был трехапсидный длиной в две сажени 2,26 метра, высотой в пять аршин-3,55 метра. На восьмерике стоял барабан в четыре сажени-5,32 метра, на нем другой поменьше. 

Январь 1765 год


Просуществовав более четырех столетий Муромский Борисоглебский монастырь был упразднен. В настоящее время из трех храмов сохранился один Христо-Рождественский. 

1992 год


Христо-Рождественский храм числится подворьем Свято Благовещенского монастыря.

22 ноября 2013 года


По благословению Епископа Муромского и Вязниковского Нила Христо-Рождественский храм становится Архиерейским подворьем. Настоятельницей является монахиня Николая. Монастырская жизнь возобновляется, проходят регулярные богослужения. Архиерейское подворье и сам Христо-Рождественский храм находятся в плачевном состоянии, весь монастырский комплекс требует восстановления. Подворье получило в дар с Черногорской земли копию чудотворной иконы Филермской Божьей Матери, сама икона находится в музее города Цетинье. Копия чудотворной иконы Божьей Матери Освободительница была подарена подворью со Святой земли с Иерусалима. А сама чудотворная икона находится у гроба Господня в храме Воскресения Христова. По молитвам верующих от этих икон происходят чудеса и исцеления.

Священники 

Симеон, 1531-1548 гг. 

Киприан, 1568 г. 

Феодосий, 1570 г. 

Варлаам, 1571 г. 

Самуил, 1573-1579 гг. 

Сергий, 1580 г. 

Нил, 1606 г. 

Зосима, 1607 г. 

Христофор, 1612, 1614 гг. 

Исаия, 1616-1617 гг. 

Иоиль, 1622-1625 гг. 

Варлаам, 1626-1630 гг. 

Нифонт, 1631-1642 гг. 

Мисаил, 1644-1646 гг. 

Иосиф, 1647-1650 гг.; в 1651 г. определен в Московский Воздвиженский монастырь. 

Варсонофий, 1662, 1664 гг. 

Тимофей*, черный священник Солотчинского монастыря; 6 октября 1668 г. поставлен архимандритом Муромского Борисоглебского монастыря; 24 декабря 1674 г. переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь

Изосима*, 1675 г.; поехал в Нижний Новгород и "неизвестно где делся" 

Владимир, 1909 - Кн. XI. - С.11 

Симеон*, черный священник Борисоглебского монастыря; поставлен в архимандриты 30 января 1676 г.

Авраамий, 1679-1688 гг.; переведен в Муромский Спасский. 

Иринарх, 1689-1691 гг. 

Симеон, 1693 г. 

Георгий, 1700 г. 

Маркелл, 1715-1718 гг. 

Антоний, 1722-1724 гг., 173О г. 

Феодосий*, 1732 г. 

Иоасаф, 1738-1744 гг. 

Алимпий, в феврале 1745 г. переведен из Солотчинского монастыря, а в 1753 г. - в Муромский Благовещенский монастырь. 

Симон, из законоучителей Московского университета; определен в 1755 г.; умер около 1763 г. 

Геннадий, 1763-1764 гг.