История
В окрестностях города Мурома на живописных берегах реки Ушна расположилось старинное русское село Борисоглеб. Основание Борисоглебского монастыря связывают с именем князя Глеба. Известно, что он владел Муромом с 988 по 1015 год.
1228 год
В Борисоглебском монастыре приняла постриг дочь муромского князя Давида и его супруги Евфросинии, причисленных к лику святых и известных под именем благоверных князей и чудотворцев Петра и Февронии, Евдокия.
1346 год
В церкви святых мучеников Бориса и Глеба положен их правнук князь Василий Ярославович. Таким образом Борисоглебский монастырь принадлежал к числу древнейших монастырей на Владимирщине.
1620 год
Во время правления Михаила Федоровича Романова монастырь выглядел так. На берегу реки Ушна стояли два скромных деревянных храма . Первая церковь была возведена в честь русских святых Бориса и Глеба, а вторая во имя мучеников Флора и Лавра. Из хозяйственных построек значились хлебня, келья поваренная, напогребница, погреб, ледник и сушило. У храмов приютились 17 келий братских.
1670 год
Монастырь решил построить новый каменный соборный храм в честь праздника Вознесения Господня. А придел в этом храме соорудили в честь русских святых Бориса и Глеба, то есть на месте деревянной церкви русских святых Бориса и Глеба был возведен Вознесенский собор.
1680 год
Рядом с Вознесенским храмом на месте церкви мучеников Флора и Лавра был построен новый каменный храм в честь Рождества Христова, а верхний этаж освятили в честь иконы Казанской Божией Матери. Внутри Рождественского храма был погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин принявший монашество с именем Иоасаф. На средства этого боярина был возведен этот храм. С западной стороны сложили шатровую колокольню, она примыкает к трапезной, при ней находились монашеские кельи и хлебная. С той же стороны примыкала к храму деревянная галерея с шестью властелинскими покоями выходившими на верхний этаж.
1693 год
Служилый человек Петра Аврамовича Большого- Лопухина Матвей Ерофеев Волыгин пожелал возвести новый каменный храм. Возводимый храм посвятили Николаю Чудотворцу и он задумывался служить как надвратная церковь. Никольский храм превращался в одну из вертикальных доминант монастыря. Никольская церковь была одноглавой, типа восьмерик на четверике. Находившийся в нижней части храма четверик имел форму куба. Восьмерик , то есть объем имевший в плане восьмиугольник возвышался над четвериком на четыре сажени-8,52 метра. В плане Никольская церковь имела квадрат со стороной пять трехаршинных сажаней-10,60 метра. С северной и с западной сторон к церкви примыкала галерея в договоре подрядчиков она именуется папертью. В высоту она достигала полторы сажени-3,20 метра, в ширину-2,13. алтарь был трехапсидный длиной в две сажени 2,26 метра, высотой в пять аршин-3,55 метра. На восьмерике стоял барабан в четыре сажени-5,32 метра, на нем другой поменьше.
Январь 1765 год
Просуществовав более четырех столетий Муромский Борисоглебский монастырь был упразднен. В настоящее время из трех храмов сохранился один Христо-Рождественский.
1992 год
Христо-Рождественский храм числится подворьем Свято Благовещенского монастыря.
22 ноября 2013 года
По благословению Епископа Муромского и Вязниковского Нила Христо-Рождественский храм становится Архиерейским подворьем. Настоятельницей является монахиня Николая. Монастырская жизнь возобновляется, проходят регулярные богослужения. Архиерейское подворье и сам Христо-Рождественский храм находятся в плачевном состоянии, весь монастырский комплекс требует восстановления. Подворье получило в дар с Черногорской земли копию чудотворной иконы Филермской Божьей Матери, сама икона находится в музее города Цетинье. Копия чудотворной иконы Божьей Матери Освободительница была подарена подворью со Святой земли с Иерусалима. А сама чудотворная икона находится у гроба Господня в храме Воскресения Христова. По молитвам верующих от этих икон происходят чудеса и исцеления.
Священники
Симеон, 1531-1548 гг.
Киприан, 1568 г.
Феодосий, 1570 г.
Варлаам, 1571 г.
Самуил, 1573-1579 гг.
Сергий, 1580 г.
Нил, 1606 г.
Зосима, 1607 г.
Христофор, 1612, 1614 гг.
Исаия, 1616-1617 гг.
Иоиль, 1622-1625 гг.
Варлаам, 1626-1630 гг.
Нифонт, 1631-1642 гг.
Мисаил, 1644-1646 гг.
Иосиф, 1647-1650 гг.; в 1651 г. определен в Московский Воздвиженский монастырь.
Варсонофий, 1662, 1664 гг.
Тимофей*, черный священник Солотчинского монастыря; 6 октября 1668 г. поставлен архимандритом Муромского Борисоглебского монастыря; 24 декабря 1674 г. переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь
Изосима*, 1675 г.; поехал в Нижний Новгород и "неизвестно где делся"
Владимир, 1909 - Кн. XI. - С.11
Симеон*, черный священник Борисоглебского монастыря; поставлен в архимандриты 30 января 1676 г.
Авраамий, 1679-1688 гг.; переведен в Муромский Спасский.
Иринарх, 1689-1691 гг.
Симеон, 1693 г.
Георгий, 1700 г.
Маркелл, 1715-1718 гг.
Антоний, 1722-1724 гг., 173О г.
Феодосий*, 1732 г.
Иоасаф, 1738-1744 гг.
Алимпий, в феврале 1745 г. переведен из Солотчинского монастыря, а в 1753 г. - в Муромский Благовещенский монастырь.
Симон, из законоучителей Московского университета; определен в 1755 г.; умер около 1763 г.
Геннадий, 1763-1764 гг.